Оптимизаторы Optel – современное энергосбережение.

ООО «Энергия Оптимум» предлагает современное энергосберегающее оборудование, которое помогает экономить потребляемую электроэнергию, повышает стабильность и КПД оборудования, увеличивает срок службы электрооборудования.
Коммерческий директор ООО «Энергия Оптимум» Воронцова Юлия Николаевна
– Юлия Николаевна, ваша фирма занимается производством оптимизаторов энергопотребления. Какие основные задачи решаются с помощью этой продукции?
– Наша компания является российским производителем и поставщиком энергосберегающего оборудования – трехфазных оптимизаторов марки Optel, производимого с использованием современных комплектующих и схемо-технических решений.
Основная задача, которую решает оптимизатор, – удержание на подключаемой нагрузке напряжения в том диапазоне, в котором нагрузка работает с максимальной эффективностью, вне зависимости от того, как ведет себя напряжение в подводящей питающей сети.

В общем случае, для многих видов нагрузки этот диапазон соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, который определяет так называемый интервал нормально допустимых значений напряжения (НДЗ) 220 В ± 5%. Однако, наши сети не гарантируют выполнение этого требования. Мы провели обследование нескольких сотен объектов в Москве, и более чем в 50% случаев напряжение в подводящих сетях длительное время находится вне нормально допустимого диапазона. Есть объекты, где на двух фазах по 245 В, а на третьей – 200. Установка нашего оборудования решает данную проблему.
Другой вариант применения, когда оптимальный диапазон напряжения для нагрузки отличается от требований ГОСТ. Это особенно важно при подключении к нашим сетям импортного оборудования. Например, для двигателей, изготовленных по европейским стандартам, нормальным считается диапазон 230 В ± 5%. Даже если напряжение в сети соответствует ГОСТ, но находится в нижней части диапазона (например, 210 В), то двигатели будут работать в ненормальном режиме с пониженным КПД, перегревом и пр.
Ну и отдельно стоит отметить системы освещения, которые рассчитываются так, чтобы обеспечить требуемый уровень освещения даже при напряжении 208 В (нижняя граница НДЗ). Спрашивается, зачем питать их напряжением 225 В, если без ущерба к качеству освещения можно снизить его до 215–210 В? Для большинства видов светильников такое снижение напряжения даст экономию электроэнергии на уровне 10–15%.
Таким образом, поддерживая напряжение на нагрузке в оптимальном для нее диапазоне, устройство обеспечивает комфортные условия для работы, экономя электроэнергию и продлевая срок службы оборудования.
– Кто ваши основные потребители?
– Круг потребителей нашего оборудования достаточно широк. Это, в первую очередь, частные и акционерные компании, которые умеют считать деньги и заинтересованы как в прямой экономии электроэнергии, так и в экономии за счет стабильности работы оборудования, снижения эксплуатационных затрат и увеличения срока службы оборудования.
Большой интерес проявляют предприятия ЖКХ, образовательные и медицинские учреждения. Для них приоритетом является необходимость выполнения Федерального закона от 23.11.2009 «Об энергосбережении», где прямо установлено требование обеспечить снижение затрат на электроэнергию минимум на 15% за 5 лет.
Те или иные проблемы с сетями есть практически у всех. Особенно это касается регионов. Поэтому достаточно много заявок от коттеджных поселков, дорожных служб, автозаправок и прочих объектов, которые удалены от распределительных подстанций.
Наше оборудование универсально в применении, мощность нагрузки может колебаться от 0 до 100%, что не сказывается на качестве нормализуемого напряжения. Обладает легкой адаптивностью к действующим электрическим сетям и простотой монтажа. Многочисленные тесты подтвердили его эффективность.
Мы уверены в заявленных свойствах оборудования, поэтому предлагаем потенциальным клиентам установить его бесплатно на тестирование, чтобы объективно и точно оценить получаемый экономический эффект.
– Юлия Николаевна, расскажите подробнее про НИОКР, которые ведет ваша научно-производственная компания.
– Наш приоритет – максимально учитывать пожелания заказчика. Поэтому, прежде чем начинать ту или иную разработку, мы тщательно изучаем потребности рынка, проводим массу встреч с потенциальными клиентами и фиксируем их самые разнообразные пожелания.
Тот модельный ряд, который выпускается в настоящее время, был разработан после почти двух лет исследований рынка. Мы проанализировали преимущества и недостатки почти всех типов аналогичного оборудования. В результате многочисленных переговоров с потенциальными потребителями сформировали перечень востребованных функциональных характеристик и на основе всей этой информации создали базовую модель.
При подготовке данного модельного ряда акцент был сделан, с одной стороны, на оптимизацию функционала с точки зрения цена/качество, что позволило создать компактное и относительно дешевое устройство. С другой стороны, мы постарались сделать максимально гибкое устройство с точки зрения его информативности, возможности автономного и дистанционного управления, а также возможностей быстрого наращивания алгоритмов его работы в зависимости от конкретных требований заказчика.
Те «мозги», которые заложены в устройство, пока задействованы процентов на 20. Планируем и дальше развивать этот модельный ряд. Например, использовать его ресурс для расширения функциональных возможностей в части создания на базе устройства подсистем управления энергопотреблением по типу «умного дома», а также интеграции в различного рода АСКУЭ или АСУ ТП.
Другое направление, явно востребованное потребителем, связано с разработкой на тех же физических принципах дешевых бытовых устройств для квартир, коттеджей или небольших объектов типа сельских магазинов, автомоек и т.п. Такие разработки уже ведутся, и планируется начать выпуск таких устройств к началу мая этого года.
Более сложная задача, которая пока находится в стадии НИР, – разработать промышленное оборудование, которое бы решало весь комплекс проблем, связанный с некачественной электроэнергией. В России такого оборудования пока нет вообще, а западные аналоги (например, компенсаторы напряжения АВВ) стоят от 2 до 5 млн евро. Планируем, что работы в этом направлении приведут к созданию опытного образца к концу 2015 года.
– Энергосбережение – это один из главных эффектов установки ваших приборов. Можно ли оценить эффективность или величину экономии электроэнергии?
– Да, конечно. Только что закончилось тестирование программы, позволяющей на базе архивированных оптимизатором данных, получать сравнительные значения сэкономленной мощности. Обычно величина экономии электроэнергии находится в пределах 5–15% в зависимости от качества питающей сети.
– Оптимизация качества электропитания актуальна не только для России – это международная проблема. Вы испытываете конкуренцию со стороны мировых производителей? В чем ваши конкурентные преимущества?
– Безусловно, конкуренция на этом рынке высокая, но мы чувствуем себя достаточно уверенно. Импортные аналоги были намного дороже, и сейчас их ценовая политика ужесточилась еще больше, а российские при сопоставимых с нами общих характеристиках проигрывают в функционале. Основным конкурентным преимуществом является соотношение трех параметров: цена, качество и габариты устройства и, как уже упоминалось выше, это собственная разработка программного обеспечения модуля управления, что принципиально расширяет возможности устройства.
– Ваша компания быстро развивается и за короткий срок вам удалось войти в разные сегменты рынка. Поделитесь наиболее перспективными для вас направлениями.
– Нам интересны все сегменты рынка, где потребление электроэнергии является частью себестоимости продукта или услуги и у владельцев процесса появляется прямая заинтересованность в инвестировании проектов по снижению издержек при низких сроках окупаемости.
– Юлия Николаевна, расскажите о вашей стратегии регионального развития. Планируете ли открывать представительства в других регионах?
– Стратегия регионального развития заключается в постепенном создании дилерской сети, позволяющей со временем охватить все регионы России. Причем основными параметрами, определяющими выбор дилера, будут возможности собственными силами обеспечить проведение первичного тестирования, квалифицированный монтаж оборудования и организацию сервисного обслуживания. На сегодняшний момент уже активно работает наш дилер в Вологде, а также ведутся конкретные переговоры по дилерским представительствам еще в нескольких регионах России. Информацию о новых партнерах, скоро можно будет увидеть на нашем сайте.
– Есть ли у вас практика реализации механизма энергосервисных контрактов при закупке вашего оборудования. Применяете ли вы схемы лизинга?
– Мы готовы рассматривать схемы реализации с применением различных финансовых инструментов: лизинг, факторинг и пр. Принципиальными моментами для достижения договоренностей здесь будут являться срок окупаемости для клиента и срок возврата оборотных средств для нас.
Ориентир на импортозамещение, валютные колебания как-то отразились на деятельности компании?
Безусловно, эти процессы повлияли на себестоимость нашей продукции. Но ее рост не настолько критичен, так как большая часть комплектующих поставляется отечественными производителями. К сожалению, без потери качества и надежности, мы не можем отказаться от части импортных комплектующих, но со своей стороны готовы рассмотреть предложения по их замене на отечественные аналоги с соответствующими характеристиками.
Как вы оцениваете состояние государственных инициатив поддержки отечественного производителя? Вы пользуетесь какими-то механизмами поддержки?
На эту тему в последнее время говорится много красивых слов, но когда доходит до дела, то эти слова превращаются в какой-то разрозненный бессистемный набор мер. Пройдя длинную бюрократическую цепочку, эти меры обставляются таким набором условий и требований к претендентам на преференции, что отпадает всякое желание участвовать в этом процессе.
На мой взгляд, инновационный бизнес, связанный с разработкой и производством высокотехнологичного оборудования, необходимо вообще освободить от налогов и всяческих проверок хотя бы года на три. Дайте возможность «занять позиции и окопаться», ну а потом уж спрашивайте по полной мере.
Также серьезным плюсом для нас и наших клиентов, стало бы усиление мер государственной поддержки по реализации мероприятий по энергосбережению. Пока эффективность такой поддержки невысока, из-за высоких затрат времени и средств на подготовку документов для ее получения.

Наша задача – разработать промышленное оборудование, которое бы решало весь комплекс проблем, связанный с некачественной электроэнергией.